Рисуя портреты однополчан, художники понимали, что завтра или послезавтра этот человек может погибнуть, поэтому сегодня надо успеть запечатлеть его облик
На рисунке я показал трех бойцов моего взвода. Сидящий, съежившийся от холода боец с котелком за поясом. В руках бойца, закуривающего цигарку - кремень, «кресало» и фитиль – очень важные принадлежности солдата в полевой жизни. Третий боец наблюдает из ячейки. Вот так мы и выглядели тогда - немного неказисто.
Сталинград в искусстве —
Как битва стала символом
«На этом участке фронта, где я нахожусь, бои не прекращаются ни на минуту…Дома и улицы здесь остались только в памяти старожилов, а реально существует только израненная и окровавленная, но всё же прекрасная русская земля, которую с нечеловеческой стойкостью обороняют ещё более прекрасные люди. Сумеет ли только кто-нибудь найти такие слова, чтобы передать в века рассказ об этой величайшей из побед, которые когда-либо одерживал Человек»
глава 11
из писем Ильи Лукомского
Тревожит совесть – напоминает о долге оставшегося в живых перед павшими в том бою. Совесть заставляет браться за карандаш, чтобы воспроизвести сохранившиеся в памяти кадры...

Л. Жданов
Первыми, кто запечатлел мощь и масштаб сражения, были художники-фронтовики. В своих работах они показывали солдатский быт, тревогу в перемешку с настоящим ужасом боя
м
16x120
размеры панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Считается самым крупным живописным полотном в России и одной из крупнейших в мире панорам, написанной на тему Великой Отечественной войны
первые работы в искусстве
Пусть стерлись имена, но их образы, какие-то факты, детали и подробности с разной силой яркости еще продолжают жить в сознании
Художники, писатели, кинематографисты и музыканты по сей день обращаются к теме сталинградской битвы, пытаясь осмыслить масштаб трагедии и героизма
Современное
искусство
«Скорее Волга загорится, чем вы Сталинград возьмёте!» - обращается один из героев к немцам. Финальный кадр без лишних слов говорит о том, какое значение в то время имел Сталинград для всего мира.
Мальчик из Сталинграда / The boy from Stalingrad (май, 1943) - одна из первых в череде американских кинолент, посвящённых борьбе Советского Союза против нацистов.
Зарубежный
кинематограф
Съёмочную группу консультировал фельдмаршал Паулюс, командовавший немецкими войсками в ходе этой битвы.
«Сталинградская битва» (1949) - сталинский памятник сталинградской победе.

Первая масштабная киноэпопея, снятая при участии ветеранов. Батальные сцены сняты практически один в один с реальными событиями. По количеству задействованных статистов и техники картина превосходит многие современные военные картины
Отечественный кинематограф
метров
85
высота скульптуры “Родина-мать зовёт”
ступеней
200
ведут на курган, столько длилась Сталинградская битва
года
2
с момента окончания сталинградской битвы на кургане не всходила трава из-за корки снарядов
Кто владел курганом в то время, тот владел и городом. Вот почему удержать эту высоту в своих руках было вопросом жизни и смерти.
бойцов захоронено на Мамаевом кургане
посвящается памяти
всех героев